Эксперименты для детей 3-4 лет в домашних условиях








Познавательные игры дома для младших дошкольников

«Кухонные эксперименты»

На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:

• растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;

• смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;

• добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.

Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!

Утонет — не утонет

Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.

Никуда не убежит

Надутый и завязанный шарик малыш держит в руках. Тем временем вы включите фен и подведите струю воздуха под шарик. Попросите ребенка отпустить шарик, пообещав, что пока работает фен, шарик никуда не убежит. Он будет висеть над феном в струе горячего воздуха. Забавно смотреть, как шарик пытается «убежать», но как только он отклоняется в сторону, сразу возвращается «в струю».

Вулкан

Мы уже встречались с взаимодействием соды и уксуса (помните, надували воздушный шарик углекислым газом?). Покажите ребенку замечательный красочный опыт «Вулкан». Малышу понравится обязательно, и он будет просить повторить «извержение вулкана» снова и снова. Поэтому будет нелишним изготовить с ребенком «модель вулкана» и с ее помощью демонстрировать «извержение». Расскажем о трех способах изготовления «вулкана», но вы можете придумать свой.

Первый способ. Отрежьте от прозрачной пластиковой бутылки верхнюю половину, прикрепите ее пластилином к подносу или широкой тарелке. Это будет «прозрачный вулкан», через пластик ребенок увидит, что происходит внутри. Пластилин нужен, чтобы герметично прикрепить «вулкан», иначе «лава» прорвет основание, и опыт не получится наглядным.

Второй способ. Слепить из пластилина конус (это будут «склоны вулкана») и прилепить его к подставке — той же тарелке или подносу. А можно вылепить «вулкан» полностью из пластилина, с донышком, но тогда его все равно надо поставить на поднос или тарелку.

Третий способ. Можно взять небольшую банку или бутылку, поместить ее внутрь картонного конуса, чтобы горлышко было «жерлом вулкана». Конус раскрасить или облепить пластилином. Непременно поставьте свой «вулкан» на широкий поднос или подстелите клеенку — «лава» обязательно зальет все вокруг.

Теперь — о том, как сделать «вулкан» действующим (эта часть опыта одинакова для любого вида вулкана — хоть пластилинового, хоть пластикового).

Вам понадобятся:

• пищевая сода;

• столовый уксус;

• средство для мытья посуды;

• краситель (пищевой или обычная гуашь).

Начинаем «извержение». Насыпьте соду в «жерло вулкана», добавьте краситель (несколько капель) и средство для мытья посуды (немного, только для большего эффекта пены). Теперь самое главное — в эту смесь наливаем осторожно уксус (малышу может быть неприятен сильный запах, поэтому попросите его зажать пальчиками нос). Итак, любуемся и восторгаемся: наш «вулкан» проснулся!

Мел в уксусе

Для этого опыта понадобятся:

• небольшой кусочек мела (договоритесь с малышом, что он ему не нужен, во избежание слез — ведь этот кусочек исчезнет);

• столовый уксус;

• прозрачная стеклянная банка.

Предложите малышу понаблюдать: что случится с кусочком мела, если его опустить в уксус? На ваших глазах мел запузырится, начнет шипеть и через некоторое время... совсем исчезнет! Уксус растворяет кальций (а мел — это и есть кальций).

«Магнитные» эксперименты

Магнитики на вашем холодильнике ребенку давно знакомы. Предлагаем использовать их для проведения нескольких опытов.

Примечание: желательно для экспериментов взять самый сильный магнит.

Эксперимент первый. Для начала пусть малыш попробует с помощью магнита отделить предметы, которые будут нужны в этих опытах. Разложите на столе несколько различных мелких предметов (из дерева, металла, резины, пластика, бумаги и т. д.). Это могут быть игрушки из киндер-сюрпризов, канцелярские скрепки, детали от конструкторов, бумажная салфетка, гвоздики и шурупы, ластик, пробка и другие мелочи, которые есть под рукой. С помощью магнита малыш сможет сам отделить, например, скрепки, гвоздик и шуруп. И вывод тоже может сделать сам: магнит притягивает железные предметы.

Эксперимент второй. Положите перед ребенком небольшой лист бумаги и предложите «поднять» его с помощью магнита. Если малыш не догадается сам, подскажите: надо подложить под бумагу железный предмет, например, гвоздик, и поднести сверху магнит.

Эксперимент третий. Налейте в стакан немного воды и положите на дно канцелярскую скрепку. Как ее достать из воды, не замочив рук? Просто поднести магнит к дну стакана — скрепка «прилипнет». Теперь надо аккуратно провести магнит по донышку, потом по стенке — так магнит перетащит скрепку до «сухой» части стакана.

Вывод: оказывается, магнит действует и через стекло, и через воду.

Эксперимент четвертый. Несколько скрепок положите на лист бумаги и приподнимите его. Пусть малыш поднесет магнит снизу и подвигает из стороны в сторону. Скрепки тоже будут двигаться вслед за магнитом. Далее этот же опыт можно провести не на бумаге, а на другом материале — пластмассе, дереве, металле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий